Наплыв экспонентов на турецкой выставке катеров и яхт

Turkey yachts

Крепнущая экономика и быстрый рост числа стоянок для судов способствуют ускоренному развитию рынка катеров и яхт в Турции после того, как его первоначальный рост замедлился из-за глобального экономического спада в 2000–2001.

В этом году на Турецкой международной выставке катеров и яхт, завершившейся в воскресенье, количество участников возросло почти до 200 — прирост по сравнению со 145 экспонентами, принявшими в ней участие в прошлом году. Впервые с 1998 года для выставки, которую устраивают во Всемирном торговом центре в Стамбуле, понадобился ещё один — третий — выставочный зал. Ожидается увеличение и количества посетителей. К вечеру вторника (15-му февраля), когда выставка одолела почти половину пути, через её входы прошло уже 15 000 гостей, и это позволяет предположить, что количество посетителей этого зрелища наверняка превысит цифру в 29 000, зарегистрированную в 2004 году.

«Мы также отмечаем всё большее разнообразие выставляемой продукции», — сообщил корреспонденту IBI организатор выставки, директор общенациональных промышленных ярмарок (NTS) Серкан Тиглиоглу, особенно подчеркнув увеличение на выставке количества катеров традиционного типа, применяемых для ловли лангустов.

Складывается впечатление, что за последние два года турецкий рынок отвоевал позиции, утерянные в начале тысячелетия. «Два года назад в Турции за год продавалось около 20 больших моторных яхт длиной около 50 футов. Сейчас этот показатель приближается к 50», — сообщил Тиглиоглу корреспонденту IBI.

«Турецкий рынок катеров и яхт подразделяется на три главных сектора», — утверждает Тиглиоглу. Это сектор суперъяхт и судов, изготавливаемых по индивидуальным проектам, стеклопластиковые катера по 15–30 футов, и сектор выполняемых в традиционном стиле деревянных лодок и катеров для ловли лангустов, «который по-настоящему оживился за последние пять лет», по словам Тиглиоглу.

Устроители выставки, представители NTS, подумывают о том, чтобы вновь сместить время её проведения на декабрь, что позволит ещё лучше учитывать интересы судостроительных компаний и их дилеров. «Если устраивать выставку в феврале, вслед за крупными европейскими выставками, такими, как в Генуе, Лондоне, Париже и Дюссельдорфе, значит, у многих из них будут затруднения с подбором товара, который можно привести на выставку». Разумеется, каждому не угодишь. Декабрь — далеко не идеальное время для клиентов, которых интересуют маломерные лодки с подвесными моторами, и Тиглиоглу подчёркивает, что изменение календаря выставки ни в коем случае не является окончательным.

Какими бы ни были планы на будущий год, настрой, царивший на выставке в этом году, был положительным. Мурат Сусса, менеджер по сбыту в турецкой судостроительной компании Egemar, сообщил корреспонденту IBI, что выставка была лучшей из тех, которые ему довелось увидеть с 1999 года. «У компании Egemar есть своя ниша на рынке, но в этом году к нашей продукции был проявлен наиболее значительный интерес за все пять лет».

Читайте также  Первые снимки недавно построенной суперяхты Quaranta

Компания Egemar, которая строит суда в ретро-стиле длиной 35–70 футов, прогнозирует увеличение продаж в 2005 году на 15–20 процентов и, наладив сбыт своей продукции во Франции и Швейцарии, рассчитывает прорваться на рынки Соединённого Королевства и Испании. Выставка этого года в Стокгольме тоже даст возможность совершить первую вылазку на скандинавский рынок, после того как недавно появилась определённость по поводу дистрибьютора в Швеции.

В 2004 году компания Egemar продала 70 судов, преимущественно в Европу, где основными потребителями являются Голландия и Италия. Хотя из построенных компанией судов проданы в Турции в 2004 году были всего два, интерес, проявляемый к её изделиям на выставке, похоже, подтверждает уверенность Сусса в том, что межкультурные барьеры, которые до настоящего времени сдерживали рост сбыта на внутреннем рынке, постепенно преодолеваются. «Жители Турции не так увлечены водно-моторным и парусным спортом, как жители Европы, — им это в диковинку, но они начинают его осваивать».

Эту тему подхватывает Мустафа Бозкус, президент компании Yako, занимающийся продажами судов серий Neptunus, Dehler и Elling. «Государство начинает осознавать, что производство и продажа катеров и яхт способствуют развитию туризма, полезны для экономики. Всякий раз, как частное судно заходит в порты страны, его владельцы платят за место у причала, за еду, напитки, тратят деньги в гостиницах. Теперь, после укрепления экономики, я думаю, этот сектор рынка пойдёт в рост. Положение дел таково, что при нынешнем снижении инфляции до 10 процентов с высот в 70–80 процентов три-четыре года назад потребители начинают тратить деньги».

«Я бываю на этой выставке с тех пор, как она возникла, и эта экспозиция — одна из лучших», — заметил Эрол Аккан Пэйнт, управляющий отделом в компании Marintek, торгующей оборудованием и производящей суда серии Northstar. «Предвижу, что турецкий рынок катеров и яхт удвоит свой оборот в течение предстоящих пяти лет», — добавил он, обратив особое внимание на недавний бум в производстве суперъяхт в окрестностях Анталии. «На юге Турции появляется всё больше верфей, которые предпочитают заниматься изготовлением яхт по индивидуальным проектам. Полгода назад в Анталии было три верфи, на которых строились суда, превышающие по длине 21 м. После того, как государство устроило здесь свободную зону туда переезжает все больше и больше судостроительных компаний. В предстоящие 12 месяцев их количество в этом районе должно составить 18–21. Большинство из них будет заниматься строительством судов, превышающих по длине 15 м».

Читайте также  Numarine подписала контракты на строительство двух суперъяхт 105 HT

Турецкая компания Karina, занимающаяся продажей яхт, в 2004 году увеличила объём сбыта на 30 процентов. Компания Karina — эксклюзивный продавец в Турции яхт Fairline и San Lorenzo, наряду с катерами Regal. «Культура за последние несколько лет изменилась», — утверждает представитель компании Karina Мустафа Соютюрк. «Европейские судостроители уже в течения ряда лет нанимают субподрядчиков из Турции, и умение турков строить суда заметно улучшилось. По моему мнению, им ещё рано соперничать с кем-нибудь вроде Fairline, но это дело времени, а стоимость работ у них гораздо более приемлемая. Нам это на пользу, потому что как только кто-нибудь покупает лодку, их надежды на будущий успех всегда возрастают, так что они хотят сделать следующий шаг в этом направлении».

Умножение количества стоянок для яхт и катеров также способствует бурному росту продаж. Назли Арслан, работающий на яхтенной стоянке Marmaris, поведал корреспонденту IBI, что со дня открытия восемь лет назад её пришлось значительно расширить для увеличения её вместимости. В этом году яхтенная стоянка способна принять около 800 судов — 350 на воде и 450 на суше. В 2004 году в ней могло разместиться в общей сложности 400 судов. Года за два, как считает Арслан, эти цифры увеличатся до 1000 судов на суше и 650 на воде. «Цены в Турции ниже по сравнению с другими странами средиземноморского бассейна, и есть неплохие места, которые можно обойти на яхте. Всё возрастающее количество судовых стоянок помогает повысить их общий уровень, хотя мне кажется, что следовало бы иметь больше нормативов и стандартов, допустим, государственных, чтобы быть уверенным в достаточно хорошем уровне новых стоянок».

По словам Серкана Эргуля, работающего в компании Viramar, строительство новых судовых стоянок способствует снижению издержек на содержание лодки, благоприятно сказываясь на продаже подержанных судов, которой занимается эта компания. Недавно эта компания приступила в качестве местного дилера и к продаже катеров Atlantis. «Это вызвало у покупателей наших подержанных судов большой интерес», — заметил Эргуль. Компания намеревалась выставить на экспозиции этого года моторную яхту Atlantis 47, но вследствие трудностей с транспортировкой судна из Италии пришлось показывать потенциальным клиентам только рекламные ролики. Компания Viramar ждёт поставки моторной яхты Atlantis 55 в марте.

Читайте также  II Пермская парусная неделя

По данным производителя турецких надувных лодок с жёсткой и мягкой конструкцией, компании , сбыт действительно сильно снизился в 2000 и 2000 годах, но в 2003 и 2004 он поднялся до прежнего уровня, а в этом году компания рассчитывает на большую прибыль — во многом за счёт значительного расширения поставок во Францию и Исландию. Судостроительная компания, которая зародилась в 1986 году в качестве турецкого отделения итальянской компании Joker, готовится занять новые производственные площади в городе Измире и строит планы по увеличению выпуска производимых ей надувных лодок Joker типа RIB и Orca до 1000 штук в год. Как утверждает компания Asil Marine, на её долю приходится 60 процентов оборота турецкого рынка, она более никак не связана с итальянской компанией Joker и продаёт свои лодки в Европе под торговым названием Wind.

Несмотря на то, что будущее выглядит блестяще, директор общенациональных промышленных ярмарок (NTS) Серкан Тиглиоглу, добавил, что основной помехой для развития турецкой промышленности является регистрация товарных знаков:

«Перед Турцией стоит задача не из лёгких: создать турецкий торговый знак, пользующийся хорошей репутацией. В настоящее время мы не обладаем ни финансами, ни управленческим опытом для создания международного, признанного бренда. У нас есть освоившие традиции судостроения искусные мастера, которые знают, как делать лодки, но мы не умеем заинтересовать покупателя. Есть пока, разумеется, и вопросы по качеству, и уровень отделки может не соответствовать стандартам европейских корабелов, но суда, построенные в Турции, стоят вдвое дешевле тех, что предлагают европейские конкуренты, так что сравнение не вполне правомерно. Впрочем, я полагаю, что по мере накопления опыта в ходе сотрудничества с европейскими верфями, речь об этом будет заходить всё реже и реже».